PostHeaderIconУрок10. Переменные.


Как я уже говорил неоднократно, для того, чтобы вам легче было изучать язык программирования Object Pascal, необходимы некоторые азы знания языка Pascal. Потребуются только поверхностные знания синтаксиса, основных операторов, типов данных. Не отходя далеко от нашего сайта вы сможете изучить и этот язык в разделе "Программирование на языке Pascal"

Но тем не менее мы с вами постепенно просматриваем общие правила, так сказать азы, чтобы дальше углубляться без вопросов в более сложный материал. Перед вами последний ознакомительный урок с языком Pascal, после чего мы будем углубляться в сам Delphi.

Как уже говорилось ранее, переменные - это некоторая область в памяти, хранящая данные. Перед использованием переменной необходимо указать ее тип, и при необходимости размер. Места, где объявляются переменные, мы уже немного рассматривали в примерах.


Целочисленный тип.

Здесь переменные могут содержать целые числа, не имеющие дробной части

Тип Значения Объем
Shortint -128..127 8-бит со знаком
Smallint -32768..32767 16-бит со знаком
Integer -2147483648.. 2147483647 32-бит со знаком
Longint -2147483648.. 2147483647 32-бит со знаком
Int64 -2^63..2^63-1 64-бит со знаком
Byte 0..255 8-бит без знака
Word 0..65535 16-бит без знака
Longword 0..4294967295 32-бит без знака
Cardinal 0..4294967295 32-бит без знака

Здесь и далее, число после знака ^ означает степень. Тем не менее, это правило нельзя применять в программе.


Среди всего многообразия предложенных данных рекомендую пользоваться типом Integer, который кроме всего имеет логический тип представления целых чисел.

Действительный тип.

В переменных этого типа числа представляют данные, состоящие из целой и дробной части. Причем все это храниться в одной ячейке данных, что само собой дает некоторую погрешность. В таком случае можно посоветовать использовать переменную большей точности или отделять целые числа и хранить в отдельных переменных.

Если за начальное значение таких типов принять 0, то минимальное значение, которое приведет к изменению его величины можно считать порогом (или точностью).

Тип Порог Максимальное значение Кол-во ция0 в значении Объем, байт
Real 2,9*10^-39 1,7*10^38 11-12 6
Single 1,5*10^-45 3,4*10^38 7-8 4
Double 5,0*10^-324 1,7*10^308 15-16 8
Extended 3,4*10^-4932 1,1*10^4932 19-20 10
Comp 1,0 9,2*10^18 19-20 8
Currency 0,0001 9,2*10^14 19-20 8

Последние два типа применяются для финансовых арифметических операций.

Тип Real оставлен для совместимости с ранними версиями Delphi и Pascal. Большинство программистов работают на компьютерах с процессорами 5 серии (встроенный сопроцессор) или выше, поэтому рекомендуется пользоваться переменными типа Double.

Символьный тип.

Символьный тип называется Char. Он занимает один байт в памяти и это значит, что может содержать 255 возможных значений символов, что соответствует стандартной кодировке ANSI.

Функция Ord(C) возвращает значение порядкового номера символа С в таблице кодировки. Возвращаемое значение имеет тип Byte.

Обратное преобразование осуществляется функцией Chr(B).

Пример такого преобразования при нажатии на кнопку Button1:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
Var C:Char;B:Byte; // символьная и численная переменная
begin
C:='A'; // в переменную С заносим символ А
B:=Ord(C); // получаем значение символа А равное 65
B:=100; // В переменную В заносим 100
C:=Chr(B); // получаем символ d
end;


Функция UpCase преобразует строчную букву в прописную. Но она работает только с символами английского алфавита.

Строковый тип.

В языке программирования Pascal максимальная длина строки String имела 255 символов. В Delphi оставлена такая строка, но называется она ShortString. Максимальная длина переменная String теперь ограничивается только размерами памяти. Данные в строковых, как и в символьных переменных, помещаются в кавычки, которые отделяют данные от команд программы.

Пример:

:
Var st:String; // Объявление строковой переменной st
:
st:='привет'; // Заносим в переменную st текстовую строку
ShowMessage(st); // Вывод на экран окошка с сообщением


Здесь весь пример куска программы можно привести в более упрощенный вид:

ShowMessage('привет');

Булевый тип.

Здесь можно сказать, что переменные, имеющие булевый тип, могут принимать два возможных значений. Это true (истинно) или false (ложно). Объявляется он как тип Boolean.


© www.nmarket.ru - при перепечатке прямая ссылка обязательна
 
Copyright © 2007-2010 IsIProg.ru. All Rights Reserved.