PostHeaderIconТестирование


  • Создание надежного приложения
  • Отладочная и коммерческая версии кода
  • Использование директивы Assert
  • Модульное тестирование

    Тестирование и отладка идут рука об руку, так что большинство программистов просто не воспринимают их как отдельные этапы разработки программ. Однако путь к успеху лежит через разделение процесса отладки и тестирования на два разных этапа работы над программой, и вам следует четко представлять себе, что цель тестирования - определить наличие (или отсутствие) ошибок, В то время как цель отладки - определить местоположение ошибок и устранить их. Поскольку цели этих  двух этапов разработки программ различны, различны и используемые для этого методы и инструменты.


Создание надежного приложения
    Лучший путь исключить ошибки в программе - защититься от них еще при написании кода. Надежное приложение - приложение, создаваемое с возможностью легко и просто отлаживать его. Вот основные советы, которые помогут вам уменьшить количество ошибок при разработке программ.

  • Ваше приложение должно быть хорошо организовано. Разделите программу на модули, каждый из которых выполняет определенные задачи. Например, если код, создающий отчет, разнесен по десяти модулям, время отладки такого кода увеличится даже более чем в десять раз (хотя бы за счет поиска нужной строки в десяти модулях). Конечно же, вы можете вызывать подпрограммы из других модулей, но они должны быть созданы для выполнения четко поставленной задачи. Глупо размещать одну половину выполняемой операции в процедуре в одном модуле, а вторую половину- в другой процедуре (тем более- в другом модуле). Пусть это примитивный совет, но он является одним из самых действенных! Порядок - прежде всего! Порядок в мыслях и в программе!
  • Защититесь от дурака. Если ваша процедура не может переварить некорректные данные и вызвать тем самым крах всей системы, проверьте целостность входных данных, прежде чем работать с ними. Однако помните: если системой сможет воспользоваться любой дурак, значит, только дурак и будет ею пользоваться. Не увлекайтесь чрезмерной защитой, которая неумолимо будет отбирать время и ресурсы, необходимые для выполнения более важных задач.
  • Используйте отладочный вариант вашей программы. В отладочной версии программы содержится дополнительный код, цель которого - отследить выполнение программы, убедиться в корректности ее работы и упростить отладку вашего приложения. Именно об этом и рассказывается в следующем подразделе.

Отладочная и коммерческая версии кода

    Те, кто участвовали в "полевых испытаниях" (известных как бета-тестрирование) коммерческих программ, наверняка обратили внимание, что такие версии программ более медлительны, гораздо более "разговорчивы" и размером побольше окончательных версий программ. Может быть, разработчик спешил и выпустил "сырой" продукт, который будет улучшать перед выпуском окончательного варианта? Так тоже бывает, но главная причина в другом: в бета-версии содержится тестовый и отладочный коды, используемые разработчиком для проверки корректности работы программы.

    Delphi позволяет очень легко внести тестовый и отладочный коды в приложение. Например, вы хотите создать приложение работы с базой данных и использовать быстрый, но, возможно, несколько рискованный алгоритм сортировки данных. Как же убедиться в корректности его работы? Один из путей - использовать в приложении два алгоритма одновременно (быстрый, но рискованный, и медленный, но проверенный), затем сравнить результаты работы обоих алгоритмов. Конечно же, этот вариант используется только в бета-версии, и после всестороннего тестирования, если все работает отлично и без сбоев, в конечной версии продукта останется только быстрый (и после такого тестирования - уже не рискованный) метод сортировки.
Для этого вам вовсе не надо использовать два разных текста программ - воспользуйтесь возможностью условного компилирования. Вы можете определить символ (я обычно использую Debug, но вы свободны в вашем выборе) для переключения между коммерческой и отладочной версиями вашего кода с использованием директив $IFDEF, $IFNDEF, $ELSE и $ENDIF. Вот пример использования "медленного" алгоритма в отладочной версии.

DataSet:=GetData; //Получение данных для сортировки.
    {$ifdef Debug}
    TestResultSet:=Sort_Tortoise(DataSet); //Медленно и надежно.
    {$endif}
    ResultSet:=Sort_Hare(DataSet); //Быстро и рискованно.
    {$ifdef Debug}
    if not CompareData(ResultSet, TestResultSet) then
        //Результаты совпали?
    Raise Exception.Create('Сортировка в DataSorting некорректна');
    {$endif}

    Если определен символ Debug, код принимает следующий вид.

DataSet:=GetData; //Получение данных для сортировки.
    TestResultSet:=Sort_Tortoise(DataSet); //Медленно и надежно.
    ResultSet:=Sort Hare(DataSet); //Быстро и рискованно.
    if not CompareData(ResultSet, TestResultSet) then
        //Результаты совпали?
    Raise Exception.Create('Сортировка в DataSorting некорректна');

    Если же символ Debug не определен при создании коммерческого варианта программы, код вырождается в алгоритм быстрой сортировки без дополнительных проверок

DataSet:=GetData; //Получение данных для сортировки.
    Re5ultSet:=Sort_Hare(DataSet); //Быстро и рискованно.

    Как видите, использование условной компиляции - простои способ создания как отладочной, так и коммерческой версий приложения Вы можете определить символ условной компиляции двумя путями. Первый - глобальное определение символа в опциях проекта. Выберите команду Project/Options и в диалоговом окне Project Options, во вкладке Directories/Conditionals, введите символ в поле Conditional defines. На рис 2.1 показано определение двух символов (Debug и Alpha) Щелкните на кнопке ОК для подтверждения вашего ввода


Совет: Изменив символы условной компиляции, перекомпилируйте проект с помощью команды Project/Build All для того, чтобы учесть внесенные изменения.

    Другой метод определения символа условной компиляции - вставить в ваш исходный код директиву.

    {$define Debug}

    Вероятно, вы не захотите возиться с каждым файлом, входящим в проект, и предпочтете определить символ глобально. Однако возможна ситуация, когда, включив символ условной компиляции глобально, вы захотите отключить его в некоторых модулях. Для этого используйте в файле директиву

   {$undef Debug}

    Она отключает действие директивы Debug до тех пор, пока не встретится соответствующая директива $DEFINE или  конец текущего файла. Конечно, вы можете использовать эти директивы сколь угодно часто и в тех местах, где сочтете нужным.
    Помимо директив условной компиляции, есть еще немало других директив, которые могут использоваться в отладочной версии приложения. Я говорю "могут", поскольку эти директивы могут внести определенные различия в код коммерческой и тестовой версий, так что будьте осторожны при их применении. Эти опции перечислены во вкладке Compiler диалогового окна Project Options, приведенного на рис 2.2

 Рис. 2.1. Использование диалогового окна Project Options для определения символов условной компиляции

Рис 2.2. Использование диалогового окна Project Options для изменения отладочных опций компилятора

    Ниже приведено описание этих опций.

  • Optimization. Эта опция управляет оптимизацией компилятора. Рекомендуется оставить эту опцию включенной и выключать ее, если вы полагаете, что оптимизация вносит ошибки в вашу программу. Управлять оптимизацией локально вы можете с помощью директив компилятора $0+ и $0-.
  • Stack Frames. Если эта установка включена, компилятор всегда включает в функцию код для генерации кадра стека, даже если код не использует стек. Как и в случае оптимизации, вам вряд ли стоит изменять эту установку. Локальные директивы компилятора- $W-t и $W-.
  • Range Checking. Проверка диапазона перехватывает ошибки, вызванные выходом за пределы массива или строки. Однако дополнительный код сдерживает выполнение программы и, по всей видимости, вы отключите эту опцию в коммерческой версии. Директивы компилятора для включения и отключения проверки- $R+ и $R-.
  • Assertions (С). Эта опция более полно описана в следующем разделе. Использование данного типа проверок позволяет быстро и просто добавить проверки в код Естественно, в коммерческой версии вы захотите отключить эту возможность. Директивы компилятора- $С+ и $С-.
  • Overflow checking (Q). Проверка на переполнение позволяет выяснить, не является ли результат выполнения целочисленной операции слишком большим для размещения его в переменной. Подобно опции Range Checking, данная опция полезна только при отладке, и в коммерческой версии, как правило, отключается. Директивы компилятора- $Q+ и $Q-.

    Отладочная версия вашего кода, вероятно, будет больше по размеру и медленнее коммерческой версии. Поэтому не передайте случайно конечному пользователю отладочную версию!

Использование директивы Assert
    Оператор Assert- новый оператор в Delphi 4. В действительности это просто тест на логическую истину/ложь. При использовании этого оператора вы убеждаетесь, что логическое выражение истинно, если при выполнении выражение становится ложным, генерируется исключительная ситуация. Синтаксис использования оператора таков:

Assert (<логическое выражение>)

    Вы можете использовать проверку, например, в начале процедуры для выяснения корректности параметров, как показано ниже.

    procedure Foo(Count: Cardinal);
    begin
        Assert(Count < SizeOf(Word));
    end;

    Если выражение окажется ложным, появится сообщение об ошибке, подобное показанному на рис. 2.3. Конечно же, у вас уже вертится на языке вопрос, чем же это отличается от конструкции if... else. Дело в том, что управлять генерацией кода для оператора Assert очень легко и просто с помощью директивы компилятора. Для применения описанных возможностей используйте директиву $ASSERTIONS ON или $С +, а для отключения действия Assert- $ASSERTIONS OFF или $С - (при этом компилятор игнорирует операторы Assert и код для них не генерируется).
 

Рис. 2.3. Сообщение об ошибке Assert

    Поскольку вы явно захотите включить эту возможность в отладочную версию и исключить ее из коммерческой, используйте код, подобный приведенному ниже.

    {$ifdef Debug}
    ($ASSERTIONS ON)
    {$else}
    ($ASSERTIONS OFF)
    {$endif}

    Какого типа выражения могут использоваться в операторе Assert? Любого (конечно, если оно возвращает логическое значение). Однако тут есть свои маленькие подводные камушки, о которые легко поцарапаться. Представьте себе, что у вас есть некоторая функция, например выясняющая, сколько раз она была вызвана.

    function CountMe: Integer;
    const ReferenceCount: Integer=0;
    begin
        Inc(ReferenceCount);
        Result:=ReferenceCount;
    end;

    Предположим, что вы вызываете ее в операторе Assert. Таким образом, в коммерческой версии, которая игнорирует все операторы Assert, количество вызовов функции будет не таким, как в отладочной версии. Так что будьте внимательны и осторожны.

Модульное тестирование
    Тема модульного тестирования обширна и многообразна, и писать о ней можно много, но я ограничусь буквально несколькими словами. Кстати, когда речь идет о модульном тестировании, слово модуль не имеет отношения к концепции модулей Delphi и подразумевает функцию, подсистему или другой хорошо определенный программный модуль.
    Коротко говоря, идея модульного тестирования состоит в разбивке приложения на функциональные единицы и тестировании каждой из них по отдельности. Это часто означает написание одного или нескольких небольших приложений-оболочек, цель создания которых - отработать один из модулей вашего приложения. Ваша задача - выявить все возможные ошибки, так как сообщения о внутренних ошибках программы, допустимые в тестовых версиях, недопустимы в коммерческих. Сообщение об ошибках во время работы коммерческой версии приложения эквивалентны сообщению, приведенному на рис. 2.4  

Рис. 2.4. О чем думают пользователи, когда ваша программа выводит сообщение об ошибке?..

    Ну, и наконец, философское замечание о следствии из закона Мэрфи для программирования "В любой работающей программе есть хотя бы одна ошибка, при исправлении которой вносится, по крайней мере, еще две ошибки". Даже в наилучших коммерческих программах содержатся ошибки, а потому вопрос о нахождении и исправлении всех ошибок не может даже быть поставлен. Но следует сделать все возможное, чтобы обнаружить и ликвидировать как можно больше ошибок. Следующий раздел этой главы посвящен описанию инструментов Delphi для локализации и исправления ошибок.

 
Copyright © 2007-2010 IsIProg.ru. All Rights Reserved.